Самарская «железная» сезонка
Самарские энтузиасты-медальеры, почти два года назад объединившись в ТОО «САВА», впервые в России прорубили свое «окно» в мир коллекционеров не только родного города, но и почитай всей России и СНГ.
Новинкой, пришедшейся по душе не только нумизматам, но и рядовым гражданам - пассажирам стали металлические месячные жетоны для проезда на всех видах самарского наземного транспорта. Тираж их — 2 тысячи и диаметр — 34 миллиметра. Металл — белый и для удобства ношения легкий. На одной стороне жетонов постоянно «прописан» герб города Самара, а другая — «сменная» по нескольким направлениям и темам. Автор большинства жетонов — Вячеслав Агафонов, хорошо известный в кругах коллекционеров за пределами Самары.
1. Первой ласточкой стал жетон в честь 50-летия Великой Победы. На лицевой стороне его изображен маршал Г.К. Жуков, на другой — герб Самары.
2. А регулярный выпуск начался с июля 1995 г. На сей раз жетоны вышли с изображением конно-железной дороги. Она открылась в Самаре 10 июля 1895 года. Согласно договору, устроители брали на себя все расходы, связанные с прокладкой рельсовых путей и эксплуатацией подвижного состава. За проезд пассажиров и провоз багажа существовал тариф за первый класс — 5 копеек, за второй класс — 3 копейки с 7 часов утра до 10 часов вечера. А в остальное время (конка работала круглосуточно) взымалась двойная плата. Конка просуществовала до 1916 года и была закрыта как убыточное предприятие.
3. В августе В. Агафонов перекинул мостик в день сегодняшний. Самара, как известно, богата авиационными традициями и по праву считается крупным аэрокосмическим центром страны. Имидж города создавался руками наших земляков. Один из них Игорь Николаевич Егоров — абсолютный чемпион мира по авиаспорту, заслуженный мастер спорта СССР, 15 лет защищавший честь нашей страны на различных соревнованиях. В 1970 году И. Егоров становится первым в мире обладателем Кубка Арести. «Сильнейший летчик планеты», - так окрестили его английские газеты. «Это был человек родниковой чистоты, без всяких примесей и осадков«, »Игорь был поэтом, умел видеть лес, а не кубометры«, »Он никому не оставил обиды«, — так говорили о нем друзья и товарищи. Летчик-испытатель, интеллектуал, И. Егоров освоил многие типы самолетов. Конструкторские бюро использовали его богатый опыт, соратники и ученики осваивали его технику пилотирования.
4. В сентябре исполнилось 100 лет дома Челышева М.Д. (ул. Фрунзе, 56). Первым в цикле «Архитектурные памятники Самары» стал жетон, посвященный этому событию (с изображением дома).
5. В октябре железная «сезонка» была посвящена столетию со дня рождения С. Есенина.
6. Цикл «Губернаторы Самары» открыл жетон с изображением Григория Сергеевича Аксакова (1820 — 1891). Почетный гражданин Самары, сын русского писателя С.Т.Аксакова, брат писателей-славянофилов Константина и Ивана Аксаковых немало сделал для Самары. В 1840 году Г.С. Аксаков окончил Петербургское училище правоведов, затем служил в Сенате, прокурором Оренбурга и Симбирска, вице-губернатором и губернатором Оренбурга и Уфы. В течениe двух лет с 1855 г. Вице-губернатор, а затем (с 1867 по 1872) — гражданский губернатор Самары. В разные годы Григорий Сергеевич был членом Самарской Думы, депутатом Самарского губернского земства. Во время голода 1873–1880 лично занимался организацией помощи крестьянам.
7. Выпуск металлической «сезонки» в декабре ознаменован еще одним приятным сюрпризом — изображением архитектурного памятника XIX века «особняка» Клодта! Этот особняк, среди горожан называется теремком, построен в 1889 году по заказу инженера и купца 2-й гильдии Ивана Андреевича Клодта. Автор проекта — архитектор Александр Александрович Щербачев. В момент создания усадьбы на ее территории находились 2-этажный жилой особняк, каменное здание холодных служб (каретный сарай) и сад с фонтаном со скульптурой бронзового мальчика. После Октябрьской революции усадьба отводится под жилье. В годы Великой Отечественной войны в доме расположилась Афганская дипломатическая миссия. В последующие годы в здании особняка находились детский сад и художественная школа. В апреле 1991 гола исполком городского Совета народных депутатов города Куйбышева передал здание особняка Клодта в пользование муниципальной Детской картинной галереи.
8. Новый 1996 год открыл жетон с хорошо всем известной разудалой русской тройкой.
9. В феврале Самарские левши начали новую серию, посвященную городам- партнерам Самары. Первым удостоился чести быть запечетленным в металле американский Сент-Луис, на жетоне изображена панорама центральной части города, основную часть которой занимает знаменитая арка. С административным
центром штата Миссури Сент-Луисом договор о партнерстве был подписан в феврале 1994 года. Наши города объединяет очень многое, хотя они и находятся на разных концах света. Среди достопримечательностей американского города — огромная арка в честь выдающегося деятеля Америки Томаса Джефферсона. Строительство почти двухсотметровой арки было закончено в 1965 году. Из смотровой комнаты арки, куда в небольшом подъемнике можно подняться за четыре минуты, открывается панорама почти двухмиллионного города, стоящего у слияния двух рек — Миссури и Миссисипи. Под аркой расположен музей развития запада, в экспозиции которого много интересных экспонатов.
10. историческую серию продолжил мартовский жетон, посвященный 130-летию земской почты. Почта была учреждена в Самаре под наименованием Самарской уездной почтовой конторы. Затем она была преобразована в губернскую. Сюжетом для изображения на жетоне послужила трехкопеечная земская марка (1908 г.) для оплаты почтовой корреспонденции. Среди филателистов эта марка считается раритетом.
11. Апрель можно по праву назвать космическим месяцем. К 90-летию со дня рождения выдающегося конструктора космической техники академика С.П. Королева, с чьим именем многое связано и в Самаре, был посвящен очередной жетон.
12. Майский жетон с изображением основателя и первого воеводы Самары Григория Засекина (с фрагментом старой Самары) пополнил историческую тему и на редкость быстро раскупился. Г. Засекин — из древнего рода князей Ярославских, ведущих свое происхождение через Смоленский княжеский род от Владимира Мономаха. Весной 1586 года Г.Засекин руководил строительством Самарского городка. Основные сооружения крепости были устроены к концу лета этого же года, а в сентябре Самара смогла принять значительную военно-дипломатическую экспедицию, направлявшуюся в Астрахань.
Последнее упоминание о воеводстве Засекина в Самаре относится к началу лета 1587года.
13. Июньский жетон дополнил историческую серию и был посвящен городскому голове П.В. Алабину (1824–1896), видному общественному деятелю России, внесшему значительный вклад в развитие экономики и культуры Самары. Имя этого человека стало широко известно самарцам совсем недавно, а деятельность его на благо Самары и государства Российского высоко оценивалась современниками. Его можно назвать писателем, библиографом, историком-краеведом, этнографом, ботаником, архитектором, организатором школ. Он участвовал в четырех войнах, в том числе в знаменитой обороне Севастополя во время Крымской войны. В 1866 г. П.В. Алабин приехал в Самару, где занимал высокие посты на государственной службе и в аппарате местного самоуправления. В любое дело, даже не связанное с должностными обязанностями, Петр Владимирович вкладывал душу, проявлял творчество, инициативу и энергию, свойственные его натуре. Алабин был инициатором создания музея и библиотеки, способствовал строительству каменного здания театра, водопровода, активно занимался благоустройством садов и парков, строительством набережной , принимал участие в проектировании моста. И это далеко неполный перечень тех добрых дел, организатором и участником которых он был. За боевые заслуги и усердную службу П.В. Алабин был награжден несколькими орденами, пятью медалями и пятью знаками отличия.
14. Очередной жетон (июльский) продолжил серию городов-побратимов и посвящен был немецкому городу Штутгарту. Штутгарт имеет 10 городов-партнеров, дружественные связи с Самарой поддерживаются с июня 1992 г. Примечательно, что общим партнером и Самары, и Штутгарта является Американский Сент-Луис. Штутгарт на 420 лет Старше Самары. Первое документальное упоминание о нем относится к 1160 году, а начало городу было положено примерно в 950 году герцогом Лютольфом фон Швабен в долине Лютольфам Несенбах появился конный сад, прозванный «Штутгертен». Потому на гербе города — черный конь. Партнерские связи между Самарой и Штутгартом ведутся в области культуры и исскуства, образования, здравоохранения и многих других.
15. Выдающемуся самарцу, академику, дважды Герою Социалистического труда, известному Конструктору авиационных двигателей Николаю Дмитриевичу Кузнецову (1911–1995) был посвящен августовский жетон. Целые поколения авиаторов летают на самолетах с двигателями серии НК. Авиационные двигатели конструкции Кузнецова устанавливались на самолетах ТУ-114 и АН-22, ИЛ-62, ТУ-154, ТУ-144, ИЛ-86. В 60–70 гг. ОКБ, руководимое Н.Д. Кузнецовым, работало над созданием ракетных двигателей на жидком топливе. Двигатели НК-33 в своем классе были первыми жидкореактивными
двигателями в мире. Результаты испытаний этого двигателя, созданного 35 лет назад, в США на стендах фирмы «Аэроджет» подтвердили уже в 1995 г. Высокий уровень и надежность его конструкции.
16. В честь 110-летия областного историко-краеведческого музея на сентябрьском жетоне был изображен дом Курлина. Это хорошо знакомый большинству Самарцев красивый особняк в стиле модерн, расположенный на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе, построен в качестве городской усадьбы Курлиных в начале XX века. Автор проекта А.Зеленин. Летом 1918 здесь размещалась белогвардейская контрразведка. В начале 20-х годов дом Курлина был подарен детям под детсадик. В 1941–1943 гг. в этом здании размещалось посольство Королевства Швеции. В начале 80-х усадьба передана краеведческому музею.
17. Примечательно, что в сентябре по инициативе комитета по делам молодежи городской администрации выпущены дополнительные жетоны «Молодежь за выборы» (тираж — 100 экземпляров).
18. В октябре медальеры посвятили жетон известному самарцу, городскому голове М.Д.Челышеву, много сделавшему для развития Самары.
19. История общественного автомобильного транспорта берет свое начало, как утверждают специалисты, с вышедшего 16 сентября 1896 года приказа № 7453 российского министра путей сообщения князя М.И.Хилкова «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства Путей Сообщения в самодвижущихся экипажах«.
20. Празднование 100-летия российского автомобильного транспорта решено было совместить с профессиональным праздником автомобилистов. Президент России Б.Н.Ельцин издал указ об установлении Дня работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в последнее воскресение октября. Увековечить памятную дату решено было и в Самаре ноябрьским жетоном «Российскому автотранспорту — 100 лет».
21. Закончили 1996 год самарские медальеры жетоном, посвященном 125-летию со дня рождения К.П. Головкина, основателя Художественного Музея. Подобные жетоны стали периодически выпускаться в г. Чапаевске. А также были выпущены новогодние сувенирные деньги.
* * *
Отдельно и подробнее хочется рассказать еще об одном чудесном и приятном подарке, который коллекционерам приподнесли Вячеслав Агафонов с товарищами. Это регулярное изготовление специального чекана для надчеканки уже использованных жетонов (см. рисунки на предыдущей странице).
Скажем, из первых 2 тыс. майских жетонов, чекан с изображением самолета. «ИЛ-2» (смотри фото) украсил всего 132 жетона, после чего чекан был уничтожен.
И надо заметить, что и здесь издатели проявили изобретательность, вкус, знание истории и мастерство. Чеканы удобно подходят по теме, дополняют жетон редким значком, от чего ценность его в глазах коллекционера заметно вырастает.
На «сезонке» в честь конно-железной дороги памятный чекан изготовлен в форме овала, в центре которого изображена римская цифра 100 (С), совмещенная с эмблемой транспорта. А вот на жетоне в честь И.Егорова, чекан выполнен в виде Кубка, учрежденного в честь великолепного летчика и присуждаемого на чемпионатах Европы по высшему пилотажу.
На жетоне с домом М.Челышева появилась ласточка.
Великолепным, на мой взгляд, оказался ход авторов, когда на Есенинский жетон «упал» осенний листок. На жетоне с Г.Аксаковым чекан изображен в виде щита с цифрой 175 (лет со дня рождения).
Оригинальный ход с надчеканом на доме Клодта. Он изготовлен в виде лилии (на вершине ограды дома) — своеобразного символа архитектуры «теремка».
На новогоднем жетоне логически «появилась» снежинка, а на жетоне в честь Сент-Луиса его герб.
Поскольку выпуск металлических «сезонок» в марте был посвящен 130-летию земской почты, то и специальный чекан был выполнен в виде старинного почтового рожка.
Королевский жетон украсил чекан с изображением спутника, Алабинский — с изображением креста на его могиле, Кузнецовский
— двигателем НК-33.
На штутгардском — чекан с датой 1321, на декабрьском — «палитра» художника.
В декабре дополнительный жетон посвящен выборам Губернатора Самарской области и Губернской Думы (тираж — 100 экз.).
Выбор жетонов в 1997 году продолжается (см. дополнение).
Семен Гершенович, Владимир Титков
ТОО «САВА», г.Самара |