Главная arrow Почитать arrow Самарская железная сезонка

Самарская железная сезонка Печать E-mail

Самарская «железная» сезонка

    Самарские энтузиасты-медальеры, почти два года назад объединившись в ТОО «САВА», впервые в России прорубили свое «окно» в мир коллекционеров не только родного города, но и почитай всей России и СНГ.


самарский транспортный жетон

     Новинкой, пришедшейся по  душе не только нумизматам, но и рядовым гражданам - пассажирам стали металлические месячные жетоны для проезда на всех видах самарского наземного транспорта. Тираж их — 2 тысячи и диаметр — 34 миллиметра. Металл — белый и для удобства ношения легкий. На одной стороне жетонов постоянно «прописан» герб города Самара, а другая — «сменная» по нескольким направлениям и темам. Автор большинства жетонов — Вячеслав Агафонов, хорошо известный в кругах коллекционеров за пределами Самары.

    1. Первой ласточкой стал жетон в честь 50-летия Великой Победы. На лицевой стороне его изображен маршал Г.К.  Жуков, на другой — герб Самары.
     2. А регулярный выпуск начался с июля 1995 г. На сей раз жетоны вышли с изображением конно-железной дороги. Она открылась в Самаре 10 июля 1895 года. Согласно договору, устроители брали на себя все расходы, связанные с прокладкой рельсовых путей и эксплуатацией подвижного состава. За проезд пассажиров и провоз багажа существовал тариф за первый класс — 5 копеек, за второй класс — 3 копейки с 7 часов утра до 10 часов вечера. А в остальное время (конка работала круглосуточно) взымалась двойная плата. Конка просуществовала до 1916 года и была закрыта как убыточное предприятие.
    3. В августе В. Агафонов перекинул мостик в день сегодняшний. Самара, как известно, богата авиационными традициями и по  праву считается крупным аэрокосмическим центром страны. Имидж города создавался руками наших земляков. Один из них Игорь Николаевич Егоров — абсолютный чемпион мира по авиаспорту, заслуженный мастер спорта СССР, 15 лет защищавший честь нашей страны на различных соревнованиях. В 1970 году И. Егоров становится первым в мире обладателем Кубка Арести. «Сильнейший летчик планеты», - так окрестили его английские газеты. «Это был человек родниковой чистоты, без всяких примесей и осадков«, »Игорь был поэтом, умел видеть лес, а  не кубометры«, »Он никому не оставил обиды«, — так говорили о нем друзья и товарищи. Летчик-испытатель, интеллектуал, И. Егоров освоил многие типы самолетов. Конструкторские бюро использовали его богатый опыт, соратники и ученики осваивали его технику пилотирования.
    4. В сентябре исполнилось 100 лет дома Челышева М.Д.  (ул. Фрунзе, 56). Первым в цикле «Архитектурные памятники Самары» стал жетон, посвященный этому событию (с изображением дома).
    5. В октябре железная «сезонка» была посвящена столетию со дня рождения С. Есенина.
    6. Цикл «Губернаторы Самары» открыл жетон с изображением Григория Сергеевича Аксакова (1820 — 1891). Почетный гражданин Самары, сын русского писателя С.Т.Аксакова, брат писателей-славянофилов Константина и Ивана Аксаковых немало сделал для Самары. В 1840 году Г.С.  Аксаков окончил Петербургское училище правоведов, затем служил в Сенате, прокурором Оренбурга и Симбирска, вице-губернатором и губернатором Оренбурга и Уфы. В течениe двух лет с 1855 г. Вице-губернатор, а затем (с 1867 по 1872) — гражданский губернатор Самары. В разные годы Григорий Сергеевич был членом Самарской Думы, депутатом Самарского губернского земства. Во время голода 1873–1880 лично занимался организацией помощи крестьянам.
    7. Выпуск металлической «сезонки» в декабре ознаменован еще одним приятным сюрпризом — изображением архитектурного памятника XIX века «особняка» Клодта! Этот особняк, среди горожан называется теремком, построен в 1889 году по заказу инженера и купца 2-й гильдии Ивана Андреевича Клодта. Автор проекта — архитектор Александр Александрович Щербачев. В  момент создания усадьбы на ее территории находились 2-этажный жилой особняк, каменное здание холодных служб (каретный сарай) и сад с фонтаном со скульптурой бронзового мальчика. После Октябрьской революции усадьба отводится под жилье. В годы Великой Отечественной войны в доме расположилась Афганская дипломатическая миссия. В последующие годы в здании особняка находились детский сад и художественная школа. В апреле 1991 гола исполком городского Совета народных депутатов города Куйбышева передал здание особняка Клодта в пользование муниципальной Детской картинной галереи.
    8. Новый 1996 год открыл жетон с хорошо всем известной разудалой русской тройкой.
    9. В феврале Самарские левши начали новую серию, посвященную городам- партнерам Самары. Первым удостоился чести быть запечетленным в металле американский Сент-Луис, на жетоне изображена панорама центральной части города, основную часть которой занимает знаменитая арка. С административным центром штата Миссури Сент-Луисом договор о партнерстве был подписан в  феврале 1994 года. Наши города объединяет очень многое, хотя они и находятся на разных концах света. Среди достопримечательностей американского города — огромная арка в честь выдающегося деятеля Америки Томаса Джефферсона. Строительство почти двухсотметровой арки было закончено в 1965 году. Из  смотровой комнаты арки, куда в небольшом подъемнике можно подняться за  четыре минуты, открывается панорама почти двухмиллионного города, стоящего у слияния двух рек — Миссури и Миссисипи. Под аркой расположен музей развития запада, в экспозиции которого много интересных экспонатов.
    10. историческую серию продолжил мартовский жетон, посвященный 130-летию земской почты. Почта была учреждена в Самаре под наименованием Самарской уездной почтовой конторы. Затем она была преобразована в губернскую. Сюжетом для изображения на жетоне послужила трехкопеечная земская марка (1908 г.) для оплаты почтовой корреспонденции. Среди филателистов эта марка считается раритетом.
    11. Апрель можно по праву назвать космическим месяцем. К 90-летию со дня рождения выдающегося конструктора космической техники академика С.П.  Королева, с чьим именем многое связано и в Самаре, был посвящен очередной жетон.
    12. Майский жетон с изображением основателя и  первого воеводы Самары Григория Засекина (с фрагментом старой Самары) пополнил историческую тему и на редкость быстро раскупился. Г. Засекин — из древнего рода князей Ярославских, ведущих свое происхождение через Смоленский княжеский род от Владимира Мономаха. Весной 1586 года Г.Засекин  руководил строительством Самарского городка. Основные сооружения крепости были устроены к концу лета этого же года, а в сентябре Самара смогла принять значительную военно-дипломатическую экспедицию, направлявшуюся в Астрахань. Последнее упоминание о воеводстве Засекина в Самаре относится к началу лета 1587года.
    13. Июньский жетон дополнил историческую серию и был посвящен городскому голове П.В.  Алабину (1824–1896), видному общественному деятелю России, внесшему значительный вклад в развитие экономики и культуры Самары. Имя этого человека стало широко известно самарцам совсем недавно, а деятельность его на благо Самары и государства Российского высоко оценивалась современниками. Его можно назвать писателем, библиографом, историком-краеведом, этнографом, ботаником, архитектором, организатором школ. Он участвовал в четырех войнах, в том числе в знаменитой обороне Севастополя во время Крымской войны. В 1866 г. П.В.  Алабин приехал в Самару, где занимал высокие посты на государственной службе и в аппарате местного самоуправления. В любое дело, даже не связанное с должностными обязанностями, Петр Владимирович вкладывал душу, проявлял творчество, инициативу и энергию, свойственные его натуре. Алабин был инициатором создания музея и библиотеки, способствовал строительству каменного здания театра, водопровода, активно занимался благоустройством садов и парков, строительством набережной , принимал участие в проектировании моста. И это далеко неполный перечень тех добрых дел, организатором и участником которых он был. За боевые заслуги и усердную службу П.В.  Алабин был награжден несколькими орденами, пятью медалями и пятью знаками отличия.
    14. Очередной жетон (июльский) продолжил серию городов-побратимов и посвящен был немецкому городу Штутгарту. Штутгарт имеет 10 городов-партнеров, дружественные связи с Самарой поддерживаются с июня 1992 г. Примечательно, что общим партнером и Самары, и Штутгарта является Американский Сент-Луис. Штутгарт на 420 лет Старше Самары. Первое документальное упоминание о нем относится к 1160 году, а начало городу было положено примерно в 950 году герцогом Лютольфом фон Швабен в долине Лютольфам Несенбах появился конный сад, прозванный «Штутгертен». Потому на гербе города — черный конь. Партнерские связи между Самарой и Штутгартом ведутся в области культуры и исскуства, образования, здравоохранения и  многих других.
    15. Выдающемуся самарцу, академику, дважды Герою Социалистического труда, известному Конструктору авиационных двигателей Николаю Дмитриевичу Кузнецову (1911–1995) был посвящен августовский жетон. Целые поколения авиаторов летают на самолетах с двигателями серии НК. Авиационные двигатели конструкции Кузнецова устанавливались на самолетах ТУ-114 и АН-22,  ИЛ-62,  ТУ-154, ТУ-144, ИЛ-86.  В 60–70 гг. ОКБ, руководимое Н.Д.  Кузнецовым, работало над созданием ракетных двигателей на жидком топливе. Двигатели НК-33 в своем классе были первыми жидкореактивными двигателями в мире. Результаты испытаний этого двигателя, созданного 35  лет назад, в США на стендах фирмы «Аэроджет» подтвердили уже в 1995 г. Высокий уровень и надежность его конструкции.
    16. В честь 110-летия областного историко-краеведческого музея на сентябрьском жетоне был изображен дом Курлина. Это хорошо знакомый большинству Самарцев красивый особняк в стиле модерн, расположенный на  пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе, построен в качестве городской усадьбы Курлиных в начале XX века. Автор проекта А.Зеленин. Летом 1918 здесь размещалась белогвардейская контрразведка. В начале 20-х годов дом Курлина был подарен детям под детсадик. В 1941–1943 гг. в этом здании размещалось посольство Королевства Швеции. В начале 80-х усадьба передана краеведческому музею.
    17. Примечательно, что в сентябре по инициативе комитета по делам молодежи городской администрации выпущены дополнительные жетоны «Молодежь за выборы» (тираж — 100 экземпляров).
    18. В октябре медальеры посвятили жетон известному самарцу, городскому голове М.Д.Челышеву, много сделавшему для развития Самары.
    19. История общественного автомобильного транспорта берет свое начало, как утверждают специалисты, с вышедшего 16 сентября 1896 года приказа № 7453 российского министра путей сообщения князя М.И.Хилкова  «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства Путей Сообщения в самодвижущихся экипажах«.
    20. Празднование 100-летия российского автомобильного транспорта решено было совместить с профессиональным праздником автомобилистов. Президент России Б.Н.Ельцин издал указ об установлении Дня работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в последнее воскресение октября. Увековечить памятную дату решено было и в Самаре ноябрьским жетоном «Российскому автотранспорту — 100 лет».
    21. Закончили 1996 год самарские медальеры жетоном, посвященном 125-летию со дня рождения К.П.  Головкина, основателя Художественного Музея. Подобные жетоны стали периодически выпускаться в г. Чапаевске. А также были выпущены новогодние сувенирные деньги.


самарский транспортный жетон

*    *    *

    Отдельно и подробнее хочется рассказать еще об одном чудесном и приятном подарке, который коллекционерам приподнесли Вячеслав Агафонов с товарищами. Это регулярное изготовление специального чекана для надчеканки уже использованных жетонов (см. рисунки на предыдущей странице).
    Скажем, из первых 2 тыс. майских жетонов, чекан с изображением самолета. «ИЛ-2»  (смотри фото) украсил всего 132 жетона, после чего чекан был уничтожен.
    И надо заметить, что и здесь издатели проявили изобретательность, вкус, знание истории и мастерство. Чеканы удобно подходят по теме, дополняют жетон редким значком, от чего ценность его в глазах коллекционера заметно вырастает.
    На «сезонке» в честь конно-железной дороги памятный чекан изготовлен в форме овала, в центре которого изображена римская цифра 100 (С), совмещенная с эмблемой транспорта. А вот на жетоне в честь И.Егорова, чекан выполнен в виде Кубка, учрежденного в честь великолепного летчика и присуждаемого на чемпионатах Европы по высшему пилотажу.
    На жетоне с домом М.Челышева появилась ласточка.
    Великолепным, на мой взгляд, оказался ход авторов, когда на Есенинский жетон «упал» осенний листок. На жетоне с Г.Аксаковым  чекан изображен в виде щита с цифрой 175 (лет со дня рождения).
    Оригинальный ход с надчеканом на доме Клодта. Он изготовлен в виде лилии (на вершине ограды дома) — своеобразного символа архитектуры «теремка».
    На новогоднем жетоне логически «появилась» снежинка, а на жетоне в честь Сент-Луиса его герб.
    Поскольку выпуск металлических «сезонок» в марте был посвящен 130-летию земской почты, то и специальный чекан был выполнен в виде старинного почтового рожка.
    Королевский жетон украсил чекан с изображением спутника, Алабинский — с изображением креста на его могиле, Кузнецовский — двигателем НК-33.
    На штутгардском — чекан с датой 1321, на декабрьском — «палитра» художника.
    В декабре дополнительный жетон посвящен выборам Губернатора Самарской области и Губернской Думы (тираж — 100 экз.).
    Выбор жетонов в 1997 году продолжается (см. дополнение).

Семен Гершенович, Владимир Титков
ТОО «САВА», г.Самара

 

Добавить комментарий

Люди знающие! Скорее всего здесь недостаёт того, что знаете вы, но не знал или забыл автор. Этой страницей пользуются ваши коллеги. Пожалуйста, поделитесь с ними опытом. Пригодится всё, что поможет в работе.


Понравилось? Плюсани и расскажи другу: