Наследство веку грядущего
Самарцы не умрут от ложной скромности
Аркадий Соларев
Уже несколько лет Самара стремится оставить свой большой след в истории современной фалеристики. Началось это весной 1995 года, когда вся страна готовилась отметить 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. Тогда-то и появились на свет самарские проездные жетоны, сейчас известные не только в нашей стране, но и в дальнем зарубежье.
Однажды самарскому коллекционеру медалей художнику Вячеславу Агафонову пришла в голову мысль: "А почему бы не выпускать месячные проездные билеты на общественный транспорт металлическими? Делать их в виде жетонов разными на каждый месяц?» Идея нашла поддержку транспортников, и в конце апреля 1995 года, в канун юбилея Победы,
в продаже появился первый пробный алюминиевый проездной билет с портретом Маршала Советского Союза Георгия Жукова. Стоил он тогда всего на две тысячи рублей дороже бумажного, и весь тираж в 2000 экз. почти разошелся. А с июля 1995-го года такие жетоны стали выпускаться уже регулярно до середины прошлого года. Изображения на них стали своеобразной визитной карточкой Самары, ее истории и настоящего. Жетоны посвящались знаменательным событиям в сегодняшней жизни города, известным людям прошлого. Тираж расходился практически полностью. А уже через несколько месяцев после начала выпуска жетонов в Самаре, а потом и в других городах появилась новая отрасль коллекционирования. Специально для коллекционеров в Самаре стали раз в месяц делаться надчеканки на уже использованных жетонах, был даже выпущен небольшой каталог. По примеру областного центра несколько жетонов были выпущены в городе Чапаевске. Самарские коллекционеры стали получать заявки от коллег из других городов. Но осенью прошлого года против жетонов по до сих пор непонятным причинам неожиданно выступила городская мэрия и запретила транспортникам их выпуск. Так что теперь они остались только в истории фалеристики и могут претендовать там на отдельный раздел, так как было выпущено около 50 разновидностей жетонов. А это по объему уже совсем неплохая коллекция.
На место в самарском разделе мировой фалеристики могут претендовать и две алюминиевые новогодние монеты, выпущенные в том же 1995 году номиналом 5 тыс. рублей. Эти монеты выдавались в качестве призов победителям различных конкурсов на новогодних утренниках. На них тут же можно было приобрести различные сладости и сувениры. А на радость коллекционерам монеты были выпущены небольшим количеством и в меди. Диаметр таких новогодних монет — 22 мм, толщина — 2 мм. На аверсе одной — изображение князя Георгия Засекина, основателя и первого воеводы Самары. На второй — портрет Петра Алабяна, городского головы в конце минувшего века, чья деятельность на этом посту считается образцом чиновничьей работы. На реверсе надпись "Самарская монета. С Новым годом". В центре реверса изображение мыши — символа наступающего 1996 года. Общий тираж монет чуть более тысячи штук. Автор — все тот же Вячеслав Агафонов.
Проездные жетоны и новогодние монеты — это, так сказать, официальный вклад Самары в мировые фалеристику и нумизматику. Но, помимо всего, наш город, точнее некоторые его жители, внесли сюда и огромный неофициальный вклад. А поскольку он неофициальный, то и писать о нем, на наш взгляд, можно тоже неофициальным стилем. Реплика Никиты Михалкова о том, что в Самаре живут самые красивые девушки, давно уже стала притчей во языцех, хотя с этим еще можно и поспорить, так как на вкус и цвет товарищей, как известно, нет. Об этом слышали уже, наверное, и папуасы с далеких слабообитаемых островов. Но еще далеко не всем известно, что именно в Самаре живут самые честолюбивые мужчины, любящие похвалиться собой перед другими. И это опять же, наверное, предопределено именно самыми красивыми девушками, наличие которых и ставит худшую половину Самары в положение фазанов в период брачной церемонии. Представим на минутку картинку из далекого будущего. Археологи, скажем, четвертого тысячелетия ведут раскопки на месте сегодняшнего самарского окружного Дома офицеров. Вдруг один из них вскакивает с воплем: "Эврика!" В руках у нашего далекого потомка изъеденная коррозией медаль. На ней с трудом различается благородный профиль бородатого мужчины. На реверсе медали тоже с трудом читается надпись "За преданность". Медаль эта становится предметом бурных дискуссий, о ней пишут статьи, на ней защищают диссертации. Анализ металла показывает, что латунь изготовлена в конце второго тысячелетия, и потому выдвигаются предположения, что в Самаре в это время существовала неизвестная науке тайная империя, во главе которой стоял тот самый мужик с бородой и благородным профилем. Через некоторое время новая находка — монета из сверхлегкого металла — алюминия с тем же профилем и очень странным номиналом — 21 тыс. рублей. Это окончательно добивает будущих историков. Казалось, что теперь уже никто и ничто не собьет их с мысли о неизвестной доселе империи. Однако спустя некоторое время новые находки внесут дополнительную сумятицу в исторические головы и умы. Одна за другой найдены две настольные медали. На одной еще один бородатый мужик, на другой — мужик в фуражке и мундире. Еще два императора! Анализ металла дает тот же результат — конец второго тысячелетия. Теперь у историков голова идет кругом. Несколько империй, существовавших параллельно и одновременно на такой малой территории, кого хочешь запутают. Тем более что все источники говорят о том, что в это время Самара входила в состав очень слаборазвитого, но тем не менее очень демократического государства со странным названием Российская Федерация.
И, конечно же, никому в голову не могла придти мысль о том, что первые медаль и монета вопреки законам истории выпущены не могущественным монархом, а всего лишь очень скромным директором не менее скромной радиостанции "Европа плюс Самара" Борисом Фрадковым, который однажды съел что-то не то в заведении известного самарского ресторатора Палыча и которого, как обычно бывает после сытной еды, вдруг обуяла жажда то ли покрасоваться, то ли прославиться. И пришла ему в голову мысль увековечить себя в металле. Тогда-то и пришла идея выпустить первую в стране частную наградную медаль и вручать ее своим друзьям и поклонникам.
В положении о медали "За преданность" так и говорится, что "медалью награждаются лица, имеющие заслуги перед Борисом Фрадковым и радиостанцией Европа плюс, партнеры по бизнесу,
верные друзья, выдающиеся исполнители и другие деятели искусств, разовые заслуги за поступки по поддержке
Бориса Фрадкова и Европы плюс и прочие лица, доказавшие своим делом полезность Борису Фрадкову и »Европе
плюс, за долгие годы работы с Борисом Фрадковым. Решение о награждении принимается лично Борисом Фрадковым". Конец цитаты. Решено — сделано. В 1996 году медаль увидела свет. И, как принято у монархов, первую медаль учредитель вручил сам себе, любимому. Другими наградил своих сотрудников, работавших с ним с первого дня. А первая исполнительская медаль досталась Валерию Сюткину за песню "Радио ночных дорог". Пока что она изготовлена в количестве 100 штук, но Фрадков, точь-в-точь как бессмертный Попандопуло из "Свадьбы в Малиновке", утверждает, что в случае нехватки он себе еще нарисует. Появление этой медали не прошло незамеченным в городе. Только ленивый не написал о ней. И конечная благородная цель - бесплатная реклама радиостанции — была достигнута. Внешний вид медали, точнее, ее планки, как видно из рисунков, оставляет желать много лучшего. Но в истории фалеристики тем не менее она займет свое место как ярчайшее свидетельство нашего времени, столь же причудливого, как она сама. Дальше — больше.
Появилась идея выпустить монету. Номинал ее Борис
определил сразу: 21 тыс. руб., исходя из своего
любимого выражения: двадцать — это мало, а двадцать
два — уже перебор. Согласно замыслам, 300 штук таких
монет должны были обращаться в элитных ресторанах
в качестве нормального платежного средства. В официальное
обращение их, естественно, никто не принял, но зато
у Фрадкова появилась возможность дарить друзьям
и знакомым супероригинальные сувениры.
Опять же ненавязчивая
и действенная реклама. Именно ради этого и затевает
Борис Фрадков все свои хохмы, приколы и примочки.
И надо отдать ему должное: преуспевает по части
саморекламы, которая в конечном счете оборачивается
массой рекламодателей. Цель оправдывает средства.
Очевидно, именно эти фрадковские
успехи подвигли войти в историю и Виталия Добрусина,
выпустившего по случаю пятилетия возглавляемой им
телерадиокомпании РИО настольную медаль. На аверсе,
как водится, портрет "основателя и президента" с
пояснительной надписью, на реверсе — статуя Давида,
у которого видеокамера сменила пращу. Злые языки,
впрочем, утверждают, что это не Давид, а сам отец-основатель.
Но оставим это на их совести. А для себя отметим
нормальный рекламный ход гения коммерческой журналистики,
как называет его один из лучших друзей. Тем более
что эта алюминиевая медаль вручалась почти всем
участникам юбилейного банкета. А те, кто несколько
равнее других, получили медаль, выполненную с добавками
драгметаллов. Но если предыдущие памятники фалеристики
и нумизматики — чисто рекламные прибамбасы, этого
нельзя сказать о наградах Волжского казачьего войска.
Эта общественная организация выпустила уже три медали,
предназначенные отмечать заслуги своих чем-то отличившихся
членов. В прежние времена казаки носили боевые награды.
Сейчас им до них — как до Луны. А мундир хотя и
с лампасами, но без наград не смотрится. Тогда-то
кому-то и пришла идея обзавестись собственными наградами,
которые совсем недавно имело практически каждое
крупное предприятие, выпускавшее значки с надписями
"Мастер", «Ветеран», «Ударник» и прочее. Опять же:
сказано — сделано. Сначала появилась медаль "За
заслуги". Потом еще одна — "За отличие«. Причем
сразу двух степеней. А скоро у казаков появится
и свой орден. Но… чем бы дитя ни тешилось, лишь
бы нагайками не размахивало. А казачьему атаману,
в миру полковнику запаса, а в войске генерал-майору
Борису Гусеву, и этого показалось мало. На медалях
войска-то нет ни его профиля, ни фаса, ни анфаса.
А войти в историю хочется, тем более что повод подходящий
— собственное пятидесятилетие. И самарские медальеры
получают заказ на юбилейную настольную медаль. Для
вручения простым смертным — из алюминия, для тех,
кто рангом повыше, — из серебра, да еще вроде бы
и с позолотой. Затраты небольшие, а в историю человек
вошел. Или вляпался. Кому как нравится. Еще один,
самый крупный, вклад в самарскую фалеристику внесли
многочисленные значки, выпущенные в период перманентно
идущих выборных кампаний. Здесь пальму первенства
держит, конечно же, мэр Тольятти Сергей Жилкин.
За период двух его избирательных кампаний было выпущено
около десятка различных значков как с его портретом,
так и только с фамилией. Имиджмейкеры Сергея Жилкина,
судя по всему, внимательно изучили забугорные выборные
технологии и подали соответствующую идею. Но плохо
учли российский менталитет. Это у них в такие периоды
сторонники того или иного кандидата с гордостью
или по обязанности носят соответствующие значки.
Наш избиратель, увы, к этому не приучен. Автору,
неоднократно бывавшему в штабе Сергея Жилкина, даже
там так ни разу и не удалось встретить хотя бы одного
человека с соответствующим кандидатским значком.
Естественно, что и в городе тоже. В Самаре родоначальником
выборной фалеристики стал тогда еще кандидат в депутаты
Госдумы, а ныне депутат Владимир Тарачев, которого
до сих пор так и не могут выпороть казаки с нагайками
и медалями "За заслуги" и «За отличие», торжественно
пообещавшие это сделать за какие-то непонятные действия
с их ваучерами. Любопытно, что предвыборные значки,
точь-в-точь повторяющие тарачевский, выпустил и
другой кандидат той эпохи — тольяттинец Анатолий
Морозов. То ли движение НДР, к которому принадлежат
оба теперешних депутата, решило иметь единообразный
стиль, то ли фирма-изготовитель не стала себя сильно
утруждать.
Слабостью прославиться,
которой отличается худшая половина Самары, начинают
пользоваться и сами изготовители медалей и значков.
Не дожидаясь соответствующих заказов, они угадывают
пожелания потенциальных клиентов. И зачастую попадают
в точку. Именно по их инициативе сейчас выпускается
серия настольных медалей с портретами ныне здравствующих
заслуженных краеведов областного центра. Краеведы,
как удалось установить, не против. А для одного
из них, которому медали оказалось мало, даже выпущен
нагрудный значок с тем же изображением.
Но, пожалуй, больше всего
удовлетворения от отсутствия у самарцев ложной скромности
испытывают местные коллекционеры. Им все эти забавные
и не очень штучки, пожалуй, приносят радости куда
больше, чем самим заказчикам. Тем более что просьбы
прислать в коллекции уникальные образцы людской
слабости идут сейчас в Самару не только из России,
но и, как принято сегодня говорить, из ближнего
и даже дальнего зарубежья.
Источник информации - http://collection.ng.ru |